История киберсквоттинга
Киберсквоттингом (с англ. squatting — нелегальное противоправное заселение) в прошлые времена называли довольно жульническое занятие – перехват брендовых доменов. Например, если некая компания еще не имела своего корпоративного проекта, то домен с ее брендом вполне мог оставаться свободен. Тогда киберсквоттер арендовал этот домен на свое имя. Сайт был пустой, а на главной странице написано, что домен находится на продаже. Когда же вышеупомянутая компания спохватывалась, что пришло время уже и свой сайт запустить, неожиданно оказывалось, что созвучный бренду домен уже занят. Что делать? Ничего не поделаешь – придется выкупать домен у владельца. В итоге такие домены для крупных компаний иногда продавались за сотни тысяч долларов. Сегодня этот вопрос в результате неоднократных судебных разбирательств успешно решен в пользу владельцев брендов. Оно и понятно – у одинокого киберсквоттера просто нет столько денег на дорогих адвокатов, как у крупной компании. Поэтому сегодня приоритет на домены, похожие на бренды, закреплен юридически за обладателем товарного знака. И даже если кто-то иной владеет этим доменом, компания может отобрать доменное имя через суд. И владельцу домена еще придется доказывать, что он не киберсквоттер, а обладает доменом на законных основаниях.Разделение киберсквоттинга
В наше время понятие киберсквоттинга стало шире, чем просто «захват доменов», а деятельность разделилась на три направления.Брендовый киберсквоттинг – перехват освобождающегося или регистрация нового домена, содержащего в своем имени торговую марку, для дальнейшей перепродажи. Сюда же относится регистрация аналогичного домена, но в другой доменной зоне — домен google.by долгое время принадлежал и приносил прибыль белорусской компании ActiveMedia, Верховный Суд Республики Беларусь принял решение отменить регистрацию домена в пользу компании Google только в 2009 году.
Также киберсквоттеры пользуются тем, что иногда бывает проще и дешевле выкупить домен, чем судиться. Тем более, суд не всегда может решить вопрос в пользу правообладателя. Известен судебный казус, когда из-за домена судились фирма-производить роялей и маленькая компания, которая занималась их продажей. В итоге суд признал, что продавец музыкальных инструментов тоже имел право на такое доменное имя.
Не смотря на подобные ситуации судебная практика сыграла свою роль на глобальном рынке — брэндовый киберсквотинг все реже направлен на перехват доменов-аналогов крупных торговых марок. Сейчас киберсквотеры заранее скупают красивые имена неопределенного характера в надежде, что кто-то захочет иметь такой домен для своего стартапа, либо перехватывают освобожденные интернет адреса небольших фирм или физических лиц, уменьшая тем самым риск судебного разбирательства.
Тайпсквоттинг – регистрация доменных имен, похожих по написанию на раскрученные в сети сайты в надежде на промахи пользователей при наборе адреса. Используются опечатки и ошибки (skyscanner.ru — оригинал, домен с ошибкой scyscanner.ru переадресует на сайт конкурентов aviasales.ru), варианты написания с дефисом (vkontakte.ru и v-kontakte.ru), пропуск букв (kinopoisk.ru и kinopois.ru), различие в транслите (lugkov.ru и lujkov.ru) и другие. Самое главное условие – популярность оригинального проекта, ведь чем больше у него аудитория, тем больше промахов, а значит и трафика.
Возможности для использования тайпсквоттинга в интернет огромны. Результаты исследований компании NOP наглядно продемонстрировали, что до 85% пользователей Великобритании не могут правильно набрать адресную строку того или иного сайта с первого раза. Каждому десятому жителю Туманного Альбиона требуется до пяти попыток, чтобы попасть по нужному адресу.
Обычно тайпсквоттинг монетизируются размещением рекламы или же используется редирект по партнерской ссылке на сайт-оригинал или сайт-конкурент, также всегда остается возможность продать удачный домен.